МО учителей основной школы
До начала экзамена осталось:
3
5
Дней
1
5
Часов
4
9
Минут
2
1
Секунда
  • Регистрация

МО учителей русского языка и литературы

 

Члены МО учителей русского языка и литературы.

1 Величко Н. В.

Работает над проблемой :«Развитие творческих способностей в процессе обучения русскому языку и литературе».

 

2 Тицкая Ю. В.

Работает над проблемой: «Развитие речевой активности  учащихся на уроках русского языка и литературы».

 

3 Несоленая Н. А.

Работает над проблемой: «Формирование критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы через учебный диалог».

 

4 Бойко Е. В.

Работает над проблемой: «Развитие творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы».

 

Программа сохранения и развития русского языка

 

Введение

 

В настоящее время русский язык нуждается в защите, в особом общественном внимании.

В употреблении русского языка учащиеся все чаще в речевых ситуациях, требующих использования формул речевого этикета, обходятся без них. Около 50% мальчиков обращаются друг к другу по прозвищам, из которых больше половины обидные.

Среди всех современных технологий и способов обучения, разнообразных методик и подходов есть одна универсальная «технология» - великий наш язык.

Реализацией программы руководит методическое объединение учителей русского языка и литературы.

 

Цель реализации программы:

 

1. Защита языка, обеспечение постоянного общественного внимания сохранения и развития русского языка.

2. Привлечение учащихся к высоким нравственным традициям, накопленным за тысячелетнюю историю России и сохраняющимися в русском языке.

3. Средством языка способствовать формированию языкового сознания личности способной вести диалог с собой, с миром окружающих вещей и людей, для чего создавать в школе культурообразующую, развивающую среду.

4. Вырабатывать чутье языка, являющимся результатом речевого и общесоциального опыта.

5. Способствовать формированию и развитию речевой (устной и письменной) грамотности, умений работать с текстами, словарями, составлять собственный текст адекватной цели, речевой ситуации.

6. Изучать состояние и использование русского языка в национальной среде населения района.

7. Программа нацелена также  на поднятие статуса языка, привлечение внимания необходимости сохранения и защиты русского языка, обеспечение единого подхода и высокого уровня преподавания языка.

 

 

Основные направления работы

 

I. Учебная деятельность.

I.1. Проведение учителями русского языка и литературы, истории и географии,  рисования, уроков погружения в культуру определенной исторической эпохи.

I.2. Шире использовать тексты из произведений классической литературы на уроках русского языка,  литературы, истории, географии и других предметов.

I.3. Осуществление контроля за соблюдением норм устной и письменной речи всеми учителями предметниками на своих предметах.

I.4. Учителям русского языка регулярно осуществлять контроль за техникой чтения, темпом письма, соблюдением норм устной и письменной речи.

I.5. На уроках русского языка и истории больше внимания уделять истории развития русского языка.

I.6. Проводить экспертизу состояния речевой культуры на занятиях всех областей знаний, урочной и внеурочной деятельности.

 

II. Дополнительное образование.

II.1. Создать кружки выразительного чтения художественных текстов.

II.2. Проводить уроки речевого этикета.

II.3. Проводить библиотечные уроки в 1 – 9 классах.

II.4. Активно взаимодействовать с районными библиотеками.

II.5. Участвовать в языковых, литературных конкурсах районного, областного, российского уровней.

II.6. Вести систематическую подготовку учащихся к участию в школьных, районных, областных олимпиадах.

II.7. Продолжить деятельность  студии  «Карусель».

II.8. Организовать лектории для учащихся младшего звена, среднего звена, старшеклассников по культуре речи, проблемам развития языка, современным нормам устной и письменной литературной речи.

II.9. Вести семинар-практикум для учителей «Нормы устной и письменной литературной речи».

 

III. Общешкольные мероприятия.

 

III.1. Участвовать в научно-исследовательской деятельности по проблемам языка в рамках НОУ.

III.2. Возрождать традиции русского чтения вслух.

III.3. Проводить общешкольные конкурсы чтецов, юных поэтов.

III.4. Выпускать школьную стенгазету.

III.5. Согласно плана отмечать юбилей русских писателей  в рамках недели русского языка и литературы.

III.6. Проводить рейды по обследованию соблюдения норм письменной речи в оформлении школы, классов, поселка.

III.7. Анализировать уровень речевой культуры лингвистических знаний и умений в классных коллективах, школе в целом.

 

IV. Работа с родителями, с общественностью.

 

IV.1. Выступление в районной газете «Степные зори» с пропагандой  сохранения и развития русского языка.

IV.2. Организовать проведение консультации по культуре речи, нормам языка для учащихся школы, родителей, населения поселка.

Уважаемые коллеги, я расскажу вам о влиянии личностных взаимоотношений между субъектами педагогического процесса на формирование мотивации учения, т.к. наша творческая группа занимается поиском способов и методов формирования мотивации учения в диалоговом взаимодействии учителя и ученика. Мы проводим диагностическое измерение мотивации учения в традиционном и диалогическом взаимодействии. Если в начале эксперимента ученики отвечали: «мы работаем на уроке, чтобы получить оценку, чтобы не ругали и т.п.», то в этом году таких ответов очень мало. По результатам диагностики этого года, ученики работают на уроке, потому что им интересно общаться, потому что им дают возможность высказаться, потому что им самим можно задавать вопросы. И это не случайно. В прошлом году мы проводили диагностики трудностей общения, выявляли стремление к сотрудничеству , диагностику мотивации учения. Ученики считают, что они не понимают учителя, потому что

 

- плохо объясняют, монотонно, скучно, неинтересно;

 

- неправильно ставят вопросы, сами не знают, что спрашивают;

 

- раздражаются, когда неправильно отвечаешь;

 

- шум в классе и т.п., не нравится учитель, не увлекает»

 

- не ставят себя на наше место, тихо говорят, можно заснуть;

 

- относятся к нам с предубеждением, есть «любимчики»;

 

- несправедливы, учитель кричит, часто меняются учителя;

 

- раздражает внешний вид, учитель неинтересен;

 

- не дают время на обдумывание;

 

       Таким образом, на мотивацию учение оказывают влияние как объективные, так и субъективные причины. В большинстве своем учащиеся готовы к общению с учителем и  друг с другом. Но они предпочитают общаться с людьми энергичными и образованными, способными заинтересовать их, увлечь и проявить свои индивидуальные способности.

 

       Анализ анкет в 9-х, 10-х классах по вопросам взаимопонимания учеников и учителя подтверждает, что ученики ценят интерес учителя к познанию и пониманию уникальных особенностей, склонностей и интересов учащихся; умение правильно задавать вопросы; умение не переносить плохое настроение на отношение с учениками.

 

        Но мешают такому общению посторонние факторы: настроение, нехватка знаний, раздражение, предубеждение, нетерпимость и т.д. мы учли результаты диагностики и постарались скорректировать свою деятельность в ходе эксперимента и пришли к выводу, что главным стимулом мотивации учения и познавательной деятельности являются субъектно-субъектные отношения.

 

- учителю уметь проводить диагностику мотивации учения и познавательной деятельности и использовать ее результаты в работе;

 

- эмоциональная открытость с обеих сторон;

 

- умение правильно задавать вопросы;

 

- уважительное отношение к чужому мнению;

 

- оперативность при организации изначального контакта с классом;

 

- введение личностных аспектов во взаимодействии с детьми;

 

- преодоление стереотипных и ситуативно-негативных установок по отношению к отдельным учащимся;

 

- сокращение запрещающих педагогических требований и расширение позитивно-ориентированных;

 

- использование речевых и невербальных средств взаимодействия; активное включение мимики, микромимики, контакт глазами.

 

- умение «транслировать» в классе собственную расположенность к детям, доброжелательность;

 

- понимание ситуативной внутренней настроенности учащихся, учет этого состояния, передача учащимися этого понимания;

 

- достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего  уч-ся потребность во взаимодействии с учителем.

 

- интерес к познанию и пониманию уникальных особенностей, склонностей и интересов учащихся.

Математика – впервые введены элементы теории вероятности и статистики. Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение.

 

Я считаю, что этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

 

-                При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления

 

 

 

Государственный образовательный стандарт нового поколения.

 

Что препятствует переходу на новый стандарт?

 

Стандарт нового поколения еще не принят, поэтому самое время его обсуждать. Ключевым становится  вопрос: каким образом стандарт затрагивает нас, педагогов, быт, существо, мироощущение конкретной семьи и конкретного ребенка?

 

       По моему мнению, ключом, открывающим ответ на этот вопрос, является урок.  — Важно понять, какими должны быть в духе современного стандарта критерии результативности урока, что реально изменит он, как должна измениться атмосфера вокруг урока для того, чтобы мы действительно понимали, что осуществляем процесс внедрения нового стандарта.  

 

       Я убеждена, что стандарт нового поколения будет понят и принят обществом только тогда, когда изменится урок. Мы часто говорим, что стандарт — это результат общественного договора между государством, обществом, семьей и школой, и при заключении договора между родителями, учениками, учителями и администрацией сутью его является именно урок, то есть попытка ответить на вопрос: что мы хотим изменить в уроке?

 

       Мы знаем, что стандарт ориентирован на 3 группы результатов (предметный, межпредметный, личностный). Предполагается, что каждый ученик должен овладеть некоторыми личностными, универсальными способностями, связанными с саморегуляцией, то есть умением оценивать себя, вдохновлять, направлять, некоторыми познавательными умениями и некоторыми коммуникативными. Если такие умения мы должны помочь сформировать у себя каждому ученику, то попробуем поразмышлять, что будет конкретно меняться на уроке.

 

 Первая группа умений, которая зафиксирована в стандарте, это умение организовывать свою деятельность, то есть определять цели, задачи, выбирать средства. Соответственно, следствием на уроке будет не столько само решение задачи, не столько ответы, полученные где-то, а анализ условия задачи, обучение детей искусству вариативного выбора, определение метода. И метод окажется важнее результата, который мы намереваемся достичь. Важно научиться действовать, то есть на примере одного частного действия, частной задачи сформировать общий навык решения другой группы задач, действий в аналогичной ситуации.

 

       Следующее умение, которое предполагается выделить в качестве ключевых умений в стандартах, это умение объяснять явления действительности. Видя что-то, быть способным понять, что происходит, понять, почему это началось, что это такое, куда может развиваться. Идет ли речь о курсе доллара или о поведении сотрудников твоей фирмы. Тогда доминантой современного урока становится проблемно-исследовательский подход. То есть переход от изложения материала к его открытию. Известно, что знание, которое ты открыл сам, гораздо прочнее, чем то, что дано в готовом виде. Говорят, технология открытий ресурсозатратная, но на самом деле этот ресурс многократно окупается. Возвращение к культуре эвристики станет доминантой. Еще один тезис, принципиально важный для всех, это значимость позиции самого ученика. На уроке мало знать и объяснять, важно выразить собственную позицию.

 

       Следующий результат, на который нас ориентирует стандарт, это способность не теряться в мире профессий. Следовательно, на уроке должно появиться как можно больше ситуаций, требующих предметных знаний в жизненной профессиональной ситуации.

 

И, конечно, важно вовлекать в образовательный процесс близкое окружение. Это наши друзья, папы, мамы, которые могут поговорить о контексте содержания образования на языке своей профессии. Если в школу не придут новые люди помимо учителя, то стандарт не заработает.

 

       Стандарт выделяет ключевые универсальные навыки: способность принимать решение, работать с информацией, сотрудничать с другими людьми. Следовательно, на каждом уроке нам придется переходить к языку кейс-метода, то есть языку учебных ситуаций.

 

      Следующий результат — умение решать проблемы, связанные с выполнением социальной роли человека, умение ориентироваться в мире социальных, нравственных, эстетических ценностей. И это отношение является не вспомогательным инструментом, а одним из важнейших целевых инструментов.

 

      Хочу выделить несколько критериев обновленного урока. Первый: на каждом уроке учащийся анализирует достаточное количество информации из различных источников, из актуальных жизненных ситуаций, текстов и т.д. Пока что наши дети анализируют учебники или конспекты, предложенные учителем. А мы обязаны приносить на урок журналы, статьи, кассеты, книги.

 

       Новый стандарт проявится на уроке тогда, когда вопрос будет снова использоваться как инструмент исследовательского метода. Ребенок 3-5 лет понимает, что вопрос — это инструмент познания мира, но когда приходит в школу, происходит противоположное: вопрос задает тот, кто знает, тому, кто не знает. И ребенок понимает, что вопрос — это не способ открытия мира, а способ проверки. Но инструментом проверки должны стать задания.

 

       На уроке, который будет связан с новым стандартом, педагоги будут стараться развивать коммуникативную, организационную, проективную культуру учащихся, то есть действительно учить говорить друг с другом.

 

       Важно, чтобы каждый урок становился пространством диалога между ребенком и культурой. Мир культуры ребенок не будет осваивать сам по себе, ему нужна посредническая функция учителя.           К критериям обновленного урока отнесу также: уважение к ключевым правам личности, заботу о познавательном интересе, интеграцию разных уроков, разных тем.

 

       Два зла — инертность и имитация

 

       Какие изменения в уроке уже происходят и на какие процессы, препятствующие переходу на новый образовательный стандарт, нужно повлиять? По моему мнению, сегодня подход к уроку, к его насыщению, взаимоотношения с детьми по сравнению с 15-летней давностью сильно изменились. Другое дело, что это часто бывает решением на месте проблемы конкретным учителем.

 

 — В чем я вижу препятствие к переходу на новый стандарт? В консерватизме учителей. В самом составе учительского корпуса есть люди очень прогрессивные, которые, несмотря на возраст, готовы воспринимать новое, внедрять его, а есть люди, и среди педагогов немало таких, которые ничего не хотят менять.

 

              На протяжении многих лет я занимаюсь проблемой формирования мотивации учения через диалогическое взаимодействие. Кстати сказать, видение современного урока у учителя и у ученика несколько отличается. Это подтверждают данные анкетирования, которое мы провели в нашей школе.

 

 — Эффективным уроком можно назвать урок, дающий знания и развивающий мышление, интересный учителю и ученику. 94 процента педагогов назвали этот признак, 47 процентов учеников поставили его на первое место. Учителю и ученику на современном уроке мешают: отсутствие дисциплины, безразличие к предмету и личностный аспект (94 процента и 70 процентов). Взаимопонимание и заинтересованность помогают учителю и ученику на современном уроке (48 процентов и 42 процента). Что примечательно, о необходимости использования компьютерных технологий, аудио- и видеопродуктов говорят 52 процента педагогов и 28 процентов учеников. Первостепенность сотрудничества отмечают 63 процента учителей и 65 процентов школьников. В подаче материала мнения разошлись: 58 процентов учителей на первое место поставили наглядность и доступность материала, а ученики - диалогическое взаимодействие (44 процента).

 

Все, что прописано в новом стандарте, уже реальность, важно перенести это в законодательную плоскость.

Тажикова К.К. учитель Акбулакской СОШ №1

Хронограф вычислительной техники

Возможно, хронология компьютерных изобретений гораздо длиннее и разнообразней различными событиями, чем представленная здесь. Из года в год в компьютероном мире появлялось что-то новое, непонятное, интересное. Попробуем отобразить приблизительную картину хронологии развития компьютерный и информационных технологий. При создании данного хронографа материал был взят из самых различных источников подобной информации. Итак:

 

500 год до н. э.: зародились основные понятия ведения счета, для того, чтобы проводить подсчеты, стали использовать глиняные дощечки и камешки. Так появляется первое счетное устройство - абак;

 

1617 год: Джон Непер создает деревянную машину для выполнения простейших математических вычислений;

 

1623 год: ученый В. Шикард создал машину, способную складывать и вычитать числа;

 

1647 год: ученый Блез Паскаль изобрел арифмометр, который оказался лучше аппарата Шикарда;

 

1673 год: ученый Лейбниц изобретает аппарат Колесо Лейбница, которое продолжали модернизировать на протяжении 250 лет. В 20 веке на смену Колеса Лейбница пришли калькуляторы;

 

1804 год: французкий изобретатель Жозеф Мари Жаккар создал программно-управляемый ткацкий станок. Для управления станком использовались перфокарты, соедененные друг с другом с помощью ленты. По расположению деревянных шпилек на перфокартах и соответствующих отверстий в валах станка происходило управление всем станком;

 

 

 

1820 год: ученый Чарльз Ксавьер Томас изобрел первый механический коммерческий калькулятор, который был назван совершенной машиной. Он выполнял операции вычитания, сложения, умножения и деления;

 

1823 год: ученый Чарльз Бебидж изобрел машину, позволяющую выводить результаты вычислений на фотобумагу. Фактически его изобретение дало почву для изобретений принтеров и применение их в редакционных сферах деятельности. Чуть ранее он изобрел сложную механическую вычислительную машину, однако она не стала пользоваться особым успехом;

 

1890 год: служащий бюро переписи Герман Холлерит впервые предложил использовать перфокарты для обработки данных. Перфокарты на счетных машинках в десятки раз ускорили процесс обработки данных. Вскоре Холлерит основал компанию Tabulating Machine Company, которая через многие годы была переименована в IBM;

 

1906 год: ученый Ли Де Форест (Lee DeForest) запатентовал вакуумный триод, использовавшиймя в качестве переключателя в первых электронных компьютерах;

 

1907 год: ученый физик из Санкт-Петербурга патентует первую электро-лучевую трубку, которая лишь через 15 лет используется при разработке первого телескопа - далекого предка современного экрана телевизора. Для передачи данных, предназначенных для телескопа, используется иконоскоп;

 

1937 год: ученый Джон В. Атанасов начинает работу над компьютером Атанасова-Берри, который был признан первым электронным вычислительным аппаратом;

 

1943 год: англичанин Алан Тьюринг (Alan Turing) разрабатывает "Colossus", секретный специализированный компьютер, предназначенный для расшифровки перехваченных сообщений немецких войск;

 

 

1944 год: ученый американец Говард Айкен создал и представил компании IBM свое детище - мощную вычислительную машину "Марк - 1". Для представления чисел в машине использовались исключительно механические элементы: колеса и электромеханические реле. Машину в последствии была установлена на одном из предприятий компании IBM;

 

1945 год: Джон фон Нейман (John Von Neumann) написал статью First Draft of a Report on the EDVAC, в которой рассматривалась архитектура современных программируемых компьютеров;

 

1946 год: ученые из США Джон Мошли и Дж. Преспер Эккерт создают первую электро-вычислительную машину под названием ENIAK. Это изобретение считается первым изобретением компьютера до 1973 года, когда федеральный судья Эрл Р. Ларсон анулировал патент, выданный Эккерту и Мошли и признал Атанасова и Берри изобретателями первого вычислительного аппарата;

 

1947 год: 23 декабря Джоном Бардином, Уолтером Браттейном и Уильямом Шокли был успешно протестирован первый транзистор, совершивший переворот в полупроводниковом мире. С изобретения транзистора и его применения в ЭВМ начинается второй этап развития ЭВМ: на этом этапе в компьютерах используются транзисторы, которые вытеснили из ЭВМ лампы - триоды;

 

1949 год: в Кембриджском университете Морис Вилкс (Maurice Wilkes) создал первый практический программируемый компьютер EDSAC;

 

1950 год: исследовательская организация в Миннеаполе представила первый коммерческий компьютер ERA 1101;

 

1950 год: этот год ознаменован годом начала эры компьютерного программирования. Создаются языки программирования высокого уровня Pascal (в честь известного физика Блез Паскаля) и Fortran (Formular Translation, переводчик формул);

 

1951 год: Джон Мошли и Джон Преспер Экерт, под предвадительством компании Unisys, сконструировали компьютер UNIVAC - UNIVersal Automatic Computer, Универсальный Автоматический Вычислитель;

 

1951 год: ученый С. А. Лебедев из Киевского Института Электродинамики соорудил МЕСМ - Малую Электронную Счетную Машину. Это был первый компьютер, разработанный на территории СССР. Через два года Лебедев закончит разработку очередного компьютера БЭСМ - Большая Электронная Счетная Машина. Над этой разработкой он занимается в Москве;

 

 

 

1952 год: B. U. S. Census Bureau был установлен компьютер UNIVAC I;

 

1953 год: компания IBM созадла свой первый электронный компьютер IBM 701;

 

1954 год: сотрудник компании Texas Instruments Inc Гордон Тил разработал первый полупроводниковый транзистор, который буквально сразу же попал в магазины со стоимостью 2,5$;

 

1955 год: компания Bell Laboratories анонсировала первый полноценный транзисторный компьютер TRADIC;

 

1956 год: компанией IBM изобретается первый накопитель на магнитной ленте. Появляется первое устройство чтения-записи для магнитной ленты, работающее на компьютере, модели IBM 305 RAMAC;

 

1957 год: СССР запускает первый космический спутник Земли (многие считают, что именно после этого между СССР и США началась холодная война). В ответ на это по поручению министерства обороны США создается Агенство Разработки Перспективных Проектов (Advanced Research Project Agency, ARPA). Данная организация выполняет поручения министерства и в итоге становиться лидером в разработке и производстве компьютерных технологий и компьютерных сетей, имеющих исключительно военный характер. Достижения ARPA стали основами для создания и развития технологий компьютерных сетей. Многие принципиальные элементы используются при создании современного сетевого оборудования;

 

1958 год: Джек Кибри (Jack Kibly) из Texas Instruments создает первую интегральную схему, состоящую из транзисторов и конденсаторов на одной полупроводниковой пластине;

 

1959 год: компания IBM создает серию мэйнфреймов 7000 - первых транзисторных компьютеров для крупных компаний;

 

1959 год: инженер Роберт Нойс (Robert Noyce) из компании Fairchild Camera и Texas Instruments Corp. создают интергальную схему, распологая соединительные каналы непосредственно на кремниевой пластине, где соединение между транзисторами осуществлялось за счет полупроводниковых элементов, без участия проводов;

 

 

1960 год: компания Bell Labs разработала первый коммерческий модем Dataphone, преобразующий цифровые компьютерные данные в аналоговый сигнал для передави его по сети;

 

1960 год: в компании DEC создан первый мини-компьютер PDP-1, стоимостью 120 тыс. долларов;

 

1961 год: корпорация Fairchild создала первую коммерческую интегральную схему для использования в вычислительных и других электронных системах;

 

1961 год: компьютерщики из Масачусэтского Технологического Института создали первую компьютерную игру, аркаду Space Wars. Игра получила огромный успех, и уже через несколько месяцев стали появляться игры, подобные этой;

 

1961 год: по данным журнала Datamation, продукция IBM занимала 81,2% компьютерного рынка; в этом же году IBM анонсировала серию систем 1400;

 

1962 год: компьютерщиком Паулем Бараном выдвинута теория о компьютерных сетях, которая была воплощена в книгу "Распределенные коммуникационные сети";

 

1964 год: IBM анонсировала семейство компьютеров System/360, состоящее из шести совместных модификаций и 40 переферийных устройств;

 

1964 год: ученый-компьютерщик Сеймун Крей создает компьютер, который назвали суперкомпьютером, так как он выполнял 3 миллиона операций в секунду;

 

1964 год: впервые в мире была проведена транзакция в реальном времени на системе IBM SABLE;

 

1964 год: IBM анонсировала семейство компьютеров System/360, которое содержало огромнейшее количество переферийных устройств (около 40-ка) и состояло из 6-ти совместных модификаций;

 

1965 год: Digital Equipment Corporation анонсировала первый успешный мини-компьютер, созданный на основе коммерческого проекта, имевший название модели PDP-8;

 

1965 год: при подготовке доклада о перспективах развития памяти электро-вычислительных машин молодой разработчик Гордон Мур (в будущем один из основателей компании Intel) заметил одну закономерность: емкость каждой новой микросхемы памяти с каждой новой моделью увеличивается в два раза по сравнению с предыдущей, а сама новая микросхема памяти появляется раз в 18-24 месяца. Была построена линия тренда, согласно которой производительность компьютеров будет увеличиваться экспонциально по времени. Эту закономерность стали называть Законом Мура, который стали применять не только касательно микросхем памяти, но и процессоров;

 

1966 год: компания Hewlett-Packard представила компьютер HP-2115. Он был предназначен для бизнеса и по своей производительности не уступал большим корпоративным системам;

 

1968 год: тестирование первой вычислительной компьютерной сети ARPAnet;

 

1968 год: 18 июля этого года Роберт Нойс, Гордон Мур и Эндрю Гроув основали компьютерную компанию Intel. Цель компании на ранних стадиях своего развития заключалась в создании дешевой, практичной и доступной полупроводниковой памяти;

 

1969 год: программист Кем Томпсон (Kem Tompson) создал игрушку Space Travel, которая могла сама управлять памятью компьютера и файловой системой. Через несколько лет игрушка стала уже целой операционной системой, которая получила название Unics, а затем (из-за якобы "лени программистов писать буквы "CS"") получила название Unix, затем еще через несколько лет для программирования в среде этой операционной системы появился язык программирования C/C++;

 

1969 год: в этом году по распоряжению Министерства обороны США были созданы два узла сети ARPAnet. Она стала прообразом теперешней сети Internet. Они были установлены на территории Калифорнийского университета (один с Санта-Барбаре, другой в в Лос-Анжелесе) - в SRI International и в Университете штата Юта. Позже в компьютерной сети участвовало уже 4 компьютерных узла: Калифорнийского Лос-анжелеского университета, Станфордского исследовательского университета, Калифорнийского Санта-барбарского университетаи универсистета Юты. К концу 1971 года сеть охватывала 24 американских университета. Через несколько лет подобные сети стали создавать и в Европе, а еще через несколько лет сеть объеденяла США и Европу;

 

 

 

1970 год: компания Intel создает интегральную схему памяти 1103 DRAM, емкостью 1 Кбит (или 128 байт). Это было первое достижение молодой компании. Впервые в мире емкость памяти во много раз превысила выпущенные ранее микросхемы памяти;

 

1970 год: разработчик компании "Augmentation Research Center" Дуглас Энгельбарт придумал первый многооконный интерфейс пользователя;

 

1971 год: в лаборатории учеными IBM под руководством Алана Шугарта, в Сан-Хосе, создана 8-дюймовая дискета, объемом 100 байт. Это была первая дискета, использовавшаяся на компьютерах;

 

1971 год: в компьютерных сетях ARPAnet создается первая электронная почта, позволяющая обмениваться письмами между компьютерами, расположенными на большом рассоянии друг от друга;

 

1971 год: ученый Джон Бланкенбейкер сконструировал первый персональный компьютер Kenback-1, который стоил 750 долларов. С этого изобретения начинается эпоха персональных компьюютеров. Реклама компьютера впервые появилась в журнале Scientific American и дала толчок к продаже компьютеров и к его популярности. Сам компьютер представлял собой плату, привинченную к куску фанеры, спереди находились кнопки включения-выключения, сзади был реализован блок питания. Корпуса и видеокарты компьютер не имел, монитор подключался непосредственно к системной плате;

 

1971 год: в журнале Electronic News впервые появилась реклама микропроцесоров Intel 4004. Чуть позднее появляется 4-разрядный микрокомпьютерный набор 4004 для будущих персональных компьютеров. Микросхема Intel 4004 состояла из 2300 транзисторов и стоила 200 долларов;

 

1972 год: выход на свет процессора Intel 8008. Это событие повлияло на дальнейшие разработки по части этого процессора. Его стали усовершенствовать и нашли для него преминение в самых различных сферах использования компьютеров;

 

1972 год: Hewlett-Packard представила систему HP-35 с постоянной памятью;

 

1972 год: программист компании Bell Labs Денис Ритчи изобрел язык программирования C. Позже, вместе с программистом Браяном Керниганом была написана книга о программировании на языке C. Некоторое время язык программирования носил название ANSI C;

 

1972 год: Стив Возняк (Steve Wozniak) создает "синий ящик" - генератор тональной частоты, позволяющий делать бесплатные телефонные звонки;

 

1972 год: в электронной почте применяется значок @, как сокращение от слова "at" - "за";

 

1972 год: компания ARPAnet проводит международную конференцию, на которой она презентует компьютерную сеть из 40 компьютеров;

 

 

1973 год: ученый Роберт Меткалф (Robert Metcalfe) впервые описал и разработал метод сетевого соединения Enternet в исследовательском центре Пало Альто компании Xerox. Этот метод нашел преминение на практике;

 

1973 год: создана первая международная компьютерная сеть к которой подключены Англия и Норвегия;

 

1973 год: компания Micral выпустила первый коммерческий персональный компьютер на основе микропроцессора Intel 8008;

 

1973 год: Дон Ланкастер (Don Lancaster) создал на основе телевизионного приемника первый буквенно-цифровой монитор TV Typewriter;

 

1974 год: разработан и внедрен в использование протокол компьютерных сетей TCP;

 

1974 год: в исследовательском центре Пало Альто компании Xerox создана первая рабочая станция, в качестве устройства ввода которой использовалось переферийное устройство мышь;

 

1974 год: конструкторы корпорации Intel закончили сборку сверхэкономичного компьютера под названием Intel Altair 8080. В этом же году программист Билл Гейтс создает интерпритатор для этого компьютера. По сути это первый персональный компьютер;

 

1975 год: появляется первая коммерческая компьютерная сеть с пакетной коммутацией Telnet, это тот же ARPAnet, только для гражданского (домашнего) использования;

 

1975 год: компания IBM выпускает свой первый компьютер IBM 5100;

 

1975 год: Билл Гейтс основывает корпорацию Microsoft, которая занимается созданием программного обеспечения для персональных компьютеров. Первое достижение компании - операционная система MS DOS;

 

1976 год: компьютерная сеть и электронная почта впервые используется королевской семьей Великобритании, в частности ее величеством Елизаветой II;

 

1976 год: ученые из комрпорации Apple выпускают компьютер Apple I, который по задуму руководства компании должен превосходить компьютеры, построенные на базе процессоров компании Intel;

 

1976 год: компания Shugart Associates представила первый 5,25-дюймовый гибкий диск, емкостью 360 Килобайт и дисковод к нему;

 

1977 год: компания Apple выпускает компьютер Apple II, являющейся продолжением компьютера Apple I;

 

1979 год: компания Motorola (в настоящее время - один из лидеров по производству мобильных телефонов) выпустила микропроцессор 68000;

 

1980 год: ученый Джон Шох из иследовательского центра Пало Альто обнаружил первого компьютерного червя, влияющего на работу компьютеров. Позже всему миру было оповещено, что это первый компьютерный вирус;

 

1980 год: разработан первый оптический диск, емкость которого была в 70 раз больше, чем объем 5-люймовой дискеты;

 

1980 год: компания Seagate Technologies представила первый жесткий диск, разработанный для микрокомпьютеров (или персональных компьютеров);

 

 

 

1981 год: компания IBM представила видеоадаптер MDA (Monochrome Display Adapter) - адаптер монохромного дисплея, или монохромный видеоадаптер. Это самый первый видеоадаптер для персональных компьютеров, работающий только в текстовом режиме. Расширение 80*25 символов, 720*350 точек, каждый символ представлен в виде матрицы, размер символа - 9*14 пикселей;

 

1981 год: компании Philips и Sony выпустили первый дисковод для воспроизведения цифровых звукозаписей. Фактически это дало начало новой эре как в компьютерной, так и в бытовой индустрии: эре компакт-дисков. Емкость компкакт-диска в 60 раз превышала емкость обычной 5,25-дюймовой дискеты;

 

1981 год: 12 августа компания IBM совершила эпохальное событие: выпустила свой первывй IBM PC (персональный компьютер IBM) модели 5150, который был построен на базе 8-битного микропроцессора Intel 8088, имел 16 Кбайт оперативной памяти, два 5-дюймовых дисковода для дискет на 360 Кбайт каждая и с монохромным графическим адаптером, выпущенным ранее. Данный компьютер был признан как стандарт компьютеров IBM PC;

 

1981 год: компания Sony представила первую дискету, диаметром 3,5 дюйма;

 

1981 год: компания Xerox представила свой первый персональный компьютер Star с графическим интерфейсом пользователя;

 

1981 год: по подсчетам администраторов ARPAnet, к сети подключено более 200 узлов, что в 50 раз больше, чем 10 лет назад;

 

1982 год: компания Microsoft начинает выпускать коммерческие версии MS DOS;

 

1982 год: сеть ARPAnet названа новым именем, которое используется и сейчас - Интернет;

 

1982 год: компания Intel представила свой новый процессор - i286. По своей эффективности он значительно превосходил своих предыдущих моделей, производства Intel;

 

1983 год: компания Apple анонсировала компьютер Lisa, впервые с графическим интерфейсом пользователя;

 

1983 год: язык программирования C получил второе имя - C++. Это связано с тем, что программист Бьен Страуструп долгое время разрабатывал новые классы для языка C и в конце концов он их разработал, в честь чего язык C стали так же называть C++;

 

1983 год: компьютерная сеть ARPAnet впервые переведена на использование межсетевого протокола TCP;

 

1984 год: компания Apple начала выпускать свой первый персональный компьютер с 128 Мегабайтами оперативнйо памяти и графической операционной системой MacOS. Этот компьютер за считанное время приносит компании прибыль в 1,5 миллиона $. 24 января 1984 года по Американскому телевидению начинается реклама компьютера Macintosh 128K;

 

1985 год: компания Intel разработала и выпустила в продажу первый, 32-разрядный процессор i386. Он содержал 275 тысяч транзисторов и выполнял около 5 млн операций в секунду. Вскоре на базе этого процессора был выпущен персональный компьютер DeskPro 386 компании Compaq;

 

1985 год: компания Commodore International в центре Линкольна представила первый по настоящему мультимедийный компьютер Amiga 1000. Компьютер работал со специально написанной под него операционной системой, ныне известной как AmigaOS, поддерживал многозадачность и работу с мультимедийными форматами;

 

1985 год: компания Philips представила первый накопитель для компакт-дисков - CD-ROM;

 

1985 год: Билл Гейтс и его сотрудники окончательно закончили разработку первой графической операционной системы Windows. 20 ноября операционная система со слабым 16-разрядным оконным графическим интерфейсом была представлена на выставке компьютерных технологий в Лас-Вегасе;

 

1986 год: компания IBM представила свою корпоротивную версию 101-клавишной расширенной клавиатуры для персональных компьютеров XT и AT;

 

1986 год: компания IBM совместно с компанией Microsoft выпустили операционную систему OS/2, которая в будущем составит конкуренцию операционной системе Windows. В наше время "полуось" используется в банкоматах;

 

 

1988 год: основоположник и идеалист компании Apple Стив Джобс покинул компанию и создал свою собственную компанию NeXT. В последствии он занялся созданием собственного персонального компьютера, стиль которого не похож ни на один из известных стандартов;

 

1988 год: компьютерные сети ARPAnet заражаются вирусом червя. По оценкам специалистов было заражено около 60 тыс. узлов сетей в ARPAnet. Создатель червя - Роберт Моррис;

 

1989 год: Тим Бернерс Ли из Женевской лаборатории физики высоких энергий разрабатывает гипертекстовый язык разметки (HTML), тем самым начав эру всемирной паутины (Word Wide Web). Всего Тим Бернерс Ли разработал три вещи: язык разметки гипертекста HTML, протокол обмена гипертекстом HTTP и способ адресации ресурсов сети Internet - URL;

 

1989 год: компании Western Digital, Imprimus (подразделение Control Data Corporation) и Compaq создали новый стандарт подключения винчестеров - IDE (Integrated Drive Electronics), он же ATA (Advanced Technology Attachment), который в последствии стал самым распрастраненным стандартом подключения винчестеров как к ПК IBM PC, так и к современным ПК. Через десять лет появиться новый стандарт - Serial ATA;

 

1991 год: ученый-программист Линус Торвальдс разработал операционную систему Linux, которая в дальнейшем составит конкуренцию Windows;

 

1992 год: компания idSoftware выпустила первую трехмерную игру Wolfanshtain 3d, работавшую в режиме 320*240. Это была самая первая в мире компьютерная игра с трехмерным графическим режимом. В связи с этим компании по разработке видеоадапретов начинают заниматься разработкой 3d-ускорителей, способствующих улучшать качество трехмерной графики;

 

1992 год: Тим Бернерс Ли из Женевской лаборатории физики элементарных частиц окончательно заканчивает разработку стандарта World Wide Web;

 

1992 год: появляется первый качественный мультимедийный формат записи звука - mp3;

 

1993 год: компания Intel выпустила первый процессор Pentium из семейства P5;

 

1994 год: в марте Линус Турдвальдс и разработчики из Хельсинского института закончили разработку ядря операционной системы Linux. Этот год считается годом полного окончания создания первой версии ядра системы;

 

1994 год: компания по разработке игр idSoftware разработала игру Doom, которая вскоре стала самой культовой компьютерной игрой. Через год вышла вторая версия игры, после чего до 2004 года не выходило ни единой версии. Игру Doom стал вытеснять Quake;

 

1995 год: компания Intel выпустила процессор Pentium Pro из семейства P6. Он состоял из 5,5 млн транзисторов и выполнял более 300 млн операций в секунду;

 

1995 год: компания Microsoft (президент которой Билл Гейтс) разработала свою первую 32-разрядную операционную систему Windows 95 (версия 3,2);

 

1996 год: группой разработчиков XML Working Group был разработан стандарт разширенной разметки - XML, основанный на HTML. Данный язык был одобрен сонсорциумом интернета - W3C в этом же, 1996 году;

 

1996 год: компания BeInc выпустила первую версию операционной системы BeOS, ориентированную на процессоры PowerPC;

 

1996 год: в декабре разработчики компьютерных технологий создали технологию каскадных таблиц стилей CSS1, благодаря которым стало удобно форматировать любые WEB-странички. Через два года принимается новый стандарт - CSS2, который не изменился до наших дней;

 

 

 

1997 год: компания AMD выпустила процессор K6, совместимый с процессором Intel K5;

 

1997 год: компания Intel выпустила процессор Pentium II, построенный на базе созданного ранее Pentium Pro с поддержкой инструкции MMX. В него были добавлены 57 новых инструкций;

 

1997 год: институт инженеров по электронике и электротехнике (IEEE) завершает разработку стандарта беспроводных сетей 802.11, или IEEE 802.11;

 

1998 год: 13 марта - день появления mp3-плееров. в этот день корейская компания Saehan Information Systems представила первый в мире mp3-плеер MPMan F10 со встроенной памятью, объемом 32 мегабайта и LCD-дисплеем. Модель плеера появилась в продаже уже летом этого года, после чего компания получила многочисленные премии и в идею развития подобных мультимедийных устройств начали вкладывать большие деньги;

 

1998 год: из-за якобы бракованной версии процессоров Intel Pentium 2 компания начинает выпуск процессоров Celeron, в которых отсутствует кэш-память. Так и начинается история развития процессоров Intel Celeron;

 

1998 год: группа инфенеров из компании Ericsson создали и представили широкой общественности устройство под названием Bluetooth, созданное для объединения различных устройств с целью управления ими с компьютера, КПК или мобильного телефона;

 

1998 год: компания Microsoft представила операционную систему Windows 98. В операционной системе был доработан графический интерфейс, была улучшена поддержка устройств Plug-&-Play;

 

1999 год: компания AMD выпускает первый процессор Athlon;

 

1999 год: институт инженеров по электронике и электротехнике разработало новый стандарт беспроводных сетей - 802.11a, согласно которому обязательная скорость сети - 24Мбит/сек, частота, на которой осуществляется передача данных - 5Ггц, метод модуляции сигнала - OFDM;

 

1999 год: в 13ю годовщину аварии на Чернобыльской Атомной Электростанции (26-го апреля) компьютеры миллионов пользователей атакуются неизвестным вирусом, названным в последствии не иначе как "Чернобыльский". Вирус съедал главную разметку жесткого диска и тем самым фатально повреждал файловую систему размеченных разделов, после чего восстановить данные с винчестера практически не представлялось возможным в виду отсутствия специального программного обеспечения;

 

1999 год: в ноябре группой DVD Forum был представлен перезаписываемый диск DVD-RW, разработанный компанией Pioner. Перед записью диск необходимо отформатировать специальным образом. Скорость записи на DVD-RW значительно ниже, нежели запись на CD-RW. Запись на DVD-RW, равно как и на CD-RW, невозможна до тех пор, пока с диска не будут удалены находящиеся на нем на момент записи, данные;

 

1999 год: изобретается стандарт подключения винчестеров SATA, Serial ATA, это модернизированный ATA с повышенной пропускной способностью и улучшенными возможностями;

 

2000 год: Линус Торвальдс и группа разработчиков ядра операционной системы Linux выпускает 2-ю версию ядра системы. Именно эта версия ядра успешно используется на различных дистрибутивах;

 

2000 год: компания Microsoft выпустила операционную ситсему Windows Me и 2000, каждая из которых относится к двум разным проектам;

 

2000 год: компания Intel выпустила первый процессор Pentium 4 с 32-разрядной архитектурой. Тактовая частота процессора - 1,4 ГГц, а по частоте шины FSB последний процессор в линейке Pentium 3 с такой же тактовой частотой оказался лучше;

 

2000 год: компания Intel выпускает свой первый, 64-разрядный процессор Itanium, который находит применение в серверах;

 

 

2001 год: компания Microsoft выпустила операционную систему Windows XP. Это был конец линейки операционных систем, созданных по технологии Windows NT/2000. XP переводиться как eXPerence;

 

2002 год: по данным, полученным из аналитической компании Gartner Dataquest из США, в мире продан 1,000,000,000-ный персональный компьютер;

 

2002 год: компанией Intel представлен обновленный процессор Pentium 4, тактовая частота которого достигает 3 ГГц. Чуть позже в процессор внедряется технология Hyper Threading (HT) - технология многопоточной обработки, позволяющая создавать некий виртуальный процессор за счет одного физического (то есть на одном физическом процессоре). Данная технология прижилась среди серверов, поддерживается сетевыми и серверными ОС, такими как Linux на ядре 2.4/2.6 и Windows 2003 Server, однако совершенно не поддерживается операционной системой Windows XP Home Edition;

 

2003 год: компания AMD изготовила первый 64-разрядный процессор Athlon 64. Процессор направлен на использование как в домашних, так и офисных компьютерах, но не в серверах. В процессор встроена поддержка инструкций 3d-NOW! (аналог SEE в процессорах Intel), которая позволяет в несколько раз продуктивнее и качественнее выполнять функции обработки графических программ, а так же ускоряет трехмерные игры (из-за чего в то время процессор Athlon бьет рейтинги и опережает Pentium);

 

2003 год: компания Microsoft выпустила операционную систему Windows 2003 Server, предназначенную для серверов и администрирования крупных компьютерных сетей;

 

2004 год: в самом начале года в странах Европы и Азии (в частности Россия, Украина, Китай) тысячи компьютеров заражаются вирусом, источником которого по слухам стала некая Российская компьютерная фирма. Их причастность к делу так и не была доказана;

 

2004 год: впервые в свет вышли усовершенствованные шины PCI-Express (PCI-E), первоначально известные как 3GIO, или ввод-вывод 3-го поколения. Усовершенствованная шина PCI-E способна передавать высокочастотные сигналы по 1, 2, 4, 8, 16 и 32 последовательным каналам, что обеспечивает очень высокую эффективность работы устройств, подключенных к такой шине. Не смотря на это, компания IBM решила полностью перейти к использованию этой шины только к 2014 году;

 

2004 год: курортный городок Гранд-Хэйвен, расположенный на берегу озера Мичеган в США, стал первым городом в стране, где была развернута полномасштабная беспроводная компьютерная сеть Wi-Fi, состоящая из точек доступа и адаптеров, поддерживающих стандарт связи IEEE 802.11b,d;

 

2005 год: хакеры взломали исходный код операционной системы MacOS X 10.4 и создали дистрибутив операционной системы, совместимый с компьютерами на базе микропроцессоров Intel/AMD;

 

2005 год: компания Intel объявила о выпуске первых многоядерных процессоров Pentium;

 

2005 год: компания Intel приступила к выпуску процессоров Celeron D, с тактовой частотой 3,2 Ггц;

 

2005 год: компания Microsoft выпустила beta-версию операционной системы с кодовым названием Windows Longhorn, которая уже задолго до своего выхода была объявлена как самая требовательная к компьютеру операционная система;

 

2006 год: в Январе компьютерная сеть Европы заражена компьютерным вирусом, способным удалять с компьютера файлы без участия самого пользователя. В Украине уже заражено свыше 300тыс. компьютерных сетей. Основным источником вируса являются порно-сайты;

 

2006 год: компания Micron Technology анонсировала оперативно-запоминающее устройство, емкостью 16 Гбайт. Это новый рекорд, раньше такой большой емкости не достигала ни одна имкросхема памяти;

 

2006 год: компания AMD собирается купить контрольный пакет акций компании ATI;

 

2006 год: компания Apple начала серийный выпуск компьютеров Apple Macintosh iMac с двухядерными микропроцессорами Intel Core 2 Duo. Эти компьютеры стали первыми, в которых стало возможным устанавливать две разные по платформенной совместимости операционные системы: Windows XP и MacOS. Компьютеры с архитектурой x86, чьи характеристики позволяют устанавливать оригинальную версию операционной системы MacOS, стали называться Hacintosh, компьютеры Macintosh с процессорами Intel - Intel Mac;

 

2006 год: компания TwinMOS впервые представила флеш-брелки, емкостью 16 Гбайт и стоимостью порядка 600$. Модели брелков имеют названия: Z4 и X3. Это новая революция в мире портативных носителей информации. TwinMOS, после длительного затишья, выпуском таких флеш-брелков хочет завоевать рынок;

 

2006 год: разработаны первые лазерные мониторы и телевизоры, дисплеи которых отличаются от всех предыдущих высоким качеством цветопередачи;

 

2006 год: компания nVidia выпустила видеоадаптеры G80, именуемые еще как GeForce 8800. Эти адаптеры с самого начала получили неочень высокую оченку различных игровых разработчиков;

 

2007 год: компания Microsoft анонсировала первую полную версию операционной системы Windows Vista, с кодовым названием Longhorn;

 

2007 год: компания Apple презентовала операционную систему MacOS X 10.5 Leopard, которая во много раз превосходит свою предшественницу - MacOS X 10.4, имеет большой набор программного обеспечения, позволяющий уже после покупки делать на нем операции по редактированию фотографий, работать в сети и путишествовать по интернету;

 

2008 год: компания Microsoft анонсирует будущую версию ОС Windows - Windows Seven и объявляет набор программистов для разработки Windows 8;

 

2008 год: компания Intel выпускает первые модели микропроцессоров i7, некоторые аналитики считают, что между i7 и Windows Seven есть какая-то связь;

 

2008 год: в виду мирового финансового кризиса крупные файловые сервера закрываются как сервера, которые нелегально распрастраняют лицензионную музыку и программы;

Интернет-ресурсы для теоретической подготовки к олимпиадам:

»    http://www.intuit.ru/courses.html (сайт Интернет-университета информационных технологий)

»    http://ips.ifmo.ru/  (сайт Российской Интернет-школы информатики и программирования)

»    http://ips.ifmo.ru/  (сайт Российской Интернет-школы информатики и программирования)

»    http://informatics.mccme.ru/moodle/ - Дистанционная подготовка по информатике

»    http://neerc.ifmo.ru/school/russia-team/archive.html  (сайт с архивом задач Всероссийских командных олимпиад школьников по программированию)

»    http://www.olympiads.ru/  (сайт по олимпиадной информатике)

Интернет-ресурсы с коллекциями олимпиадных задач и возможностью их тестирования в реальном масштабе времени:

»    http://acm.timus.ru/ (сайт Уральского государственного университета, содержащий большой архив задач с различных соревнований по спортивному программированию);

»    http://acm.sgu.ru  (сайт Саратовского государственного университета, содержащий архив задач с системой онлайн-проверки)

Сайт интернет-олимпиад для школьников:

»    http://info-online.rusolimp.ru/ 

         (сайт интернет-туров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике)

Свободное программное обеспечение в школе

Наряду с коммерческими программными продуктами широкое распространение получило так называемое «свободное» программное обеспечение, дистрибутивы которого размещены в Интернете для широкого круга пользователей. Большинство разработчиков такого ПО позиционирует свои продуты как «free for non commercial use» - свободные для некоммерческого использования. Это означает, что такое ПО может быть свободно использовано частными лицами и образовательными учреждениями, но не может использоваться кем-либо для изготовления коммерческих продуктов. 

Ниже приводится сводная таблица свободно распространяемого ПО, рекомендуемого для использования в образовательных учреждениях.

 

Название ПО

Назначение

Дистрибутив

ALT- Linux
EdUbuntu
Debian
MOPSLinux

Операционные системы (для серверов и рабочих станций)

http://linux.armd.ru/
http://ubuntu.ru/
http://www.debian.org/
http://www.mopslinux.org/

OpenOffice

Офисный пакет (текстовый редактор «Writer», редактор математических формул «Math», электронная таблица «Calc», система управления базами данных «Base», редактор презентаций «Impress»

http://ru.openoffice.org/

Scratch (аналог Logo )

Визуальная среда программирования

http://scratch.mit.edu/

Lazarus ( аналог Pascal )

Визуальная среда программирования

http://www.lazarus.freepascal.org/

Eclipse

Визуальная среда программирования

http://www.eclipse.org/

NetBeans

Визуальная среда программирования

http://www.netbeans.org/

Mozilla Firefox

Web-браузер

http://www.mozilla-europe.org/ru/firefox/

Mozilla Thunderbird

Клиент электронной почты

http://www.mozilla-europe.org/ru/products/thunderbird/

KompoZer

HTML редактор

http://www.kompozer.net/

Gimp

Редактор растровой графики

http://www.gimp.org/

Inkscape

Редактор векторной графики

http://www.inkscape.org/

QCad

Профессиональная система черчения

http://www.qcad.org/

Scribus

Настольная издательская система

http://www.scribus.net/

Audacity

Редактор звуковых файлов

http://audacity.sourceforge.net/

Avidemux

Видеоредактор

http://www.avidemux.org/

Blender

Редактор трехмерной графики

http://www.blender.org/

Skype

Видеосвязь, служба мгновенных сообщений

http://www.skype.com/

MySQL

Система управления базами данных

http://www.mysql.com/

Google Apps

Software as a Service (ПО как сервис)

http://www.google.com/a/help/intl/ru/index.html